Сноуборд как вид спорта впервые попал в программу Олимпийских игр в 1998 году, и на протяжении нескольких Олимпиад по сегодняшний день на каждых играх вносятся поправки в программу дисциплин, корректируются правила судейства и отбора спортсменов.
Кроме того, дисциплинарно сноуборд очень противоречив и разнообразен. В горнолыжном спорте давно существует жесткое разделение горнолыжников-гонщиков (слаломистов) и лыжников-фристайлистов (акробатические, фристайловые дисциплины). Эти два направления разделены настолько, что имеют самостоятельные национальные федерации, судейский корпус, по сути дела, являются двумя различными видами спорта.
В сноуборде существует аналогичная ситуация с дисциплинами. Из 5 олимпийских дисциплин две относятся к гоночным:
параллельный слалом-гигант и сноуборд кросс, и три к фристайлу: биг-эйр, хаф-пайп, слоуп-стайл. Однако на уровне управления видом спорта разделения не существует.
Исходя из этого, на данном этапе у сноуборда как вида спорта существует ряд проблем:
1. Нехватка профессиональных тренерских кадров, которые не смогли пока образоваться в нужном количестве в связи с молодостью вида спорта.
2. Отсутствие каких-либо серьезных методик или теоретических разработок по подготовке спортсменов. Большинство работающих тренеров преподают, опираясь на свой опыт катания.
3. Отсутствие научных разработок по биомеханике, теории и методике спортивной подготовки, спортивной медицине и физиологии спортсменов-сноубордистов.
4. Тренировочные планы, уровень нагрузок общей физической, специальной физической, теоретической и технической подготовок для сноуборда в основном скопированы или слабо переработаны из подобных документов по горнолыжному спорту и лыжному фристайлу.
На сегодняшний день в России складывается тенденция к усилению разделения двух глобальных направлений в сноуборде: гоночных видах (жестких) и фристайл-видах (мягких). Это выражается в том, что дети в группы начальной подготовки изначально набираются в определенный вид сноуборда, то есть происходит ранняя и неотвратимая специализация. Спортивные школы, в которых существуют оба дисциплинарных направления – большая редкость. По стране таких школ можно насчитать 4-5 штук. Две из них в Санкт-Петербурге, одна в Уфе, спортшкола «Райдер» в Челябинской области, крупная школа в Красноярске и на Сахалине. В остальных регионах существуют спортивные школы только, либо одного направления – гоночного (Кемеровская область, Московская обл, Маганадский край, Камчатский край, Пермский край), либо только фристайл-направления (Свердловская область, Тюмень, Новосибирская обл.). В некоторых регионах можно встретить несколько различных спортшкол, но каждая из них развивает только один из видов сноуборда. Такая ситуация сложилась в Москве.
Несмотря на то, что появляется все больше и больше спортивных школ, которые имеют наборы и в гоночные, и во фристайл-дисциплины, это не решает проблему ранней специализации. Дети сразу попадают в секцию по определенной дисциплине и практически не имеют реальной возможности поменять (или попробовать) другой вид сноуборда. Во всяком случае, на практике такие случаи крайне редки.
Данная ситуация кроме пагубности проблемы ранней спортивной и дисциплинарной специализации в спорте со всеми выходящими последствиями, о чем ведутся многочисленные дискуссии [1,2,3,4], приводит еще и к долгосрочным политическим последствиям. Субкультура, рождаемая в каждой из двух дисциплин, настолько различна, что зачастую спортсмены и тренеры не готовы воспринимать своих коллег из других дисциплин как соратников по одному виду спорта. В обозримом будущем конфликты интересов наверняка приведут к расколу в мире сноуборда и выделению фристайл-дисциплин, как отдельного вида спорта.
Преодоление данной проблемы видится в нескольких направлениях:
1. С позиции управления видом спорта необходимо как можно больше проводить соревнований с общим командным зачетом по всем дисциплинам в одном возрастном диапазоне (дети, юноши, юниоры) по принципу проведения всероссийских спартакиад учащихся, молодежи, спортивных школ. Такая политика стимулирует руководство спортивных школ и тренеров готовить до определенного момента спортсменов-универсалов, овладевающих техникой во всех дисциплинах сноуборда и способных принести в копилку команды больше очков, выступая по возможности во всех дисциплинах на подобных стартах.
2. На уровне методического руководства составлять программы подготовки юных сноубордистов без привязки к конкретной дисциплине, вводить переводные и контрольные нормативы, которые включали бы в себя показатели как по гоночным, так и по фристайл дисциплинам, по крайне мере в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах 1-3 годов обучения (по согласованию спортсмена с личным тренером).
3. На педагогическом уровне вести просветительскую работу с родителями будущих спортсменов, тренерами, методистами и руководством спортивных организаций на предмет изобличения негативных последствий для здоровья детей при условии ранней спортивной и дисциплинарной специализации, об ограничении раскрытия его талантов в случае, если дисциплина на этапе начальной подготовки была выбрана без учета психосоматических и физиологических особенностей роста спортсмена.
В части методических наработок, можно обратиться к собственному опыту работы по подготовке спортсменов-универсалов. Для примера рассмотрим спортивную биографию двух спортсменов-сноубордистов, воспитанников Школы высшего спортивного мастерства по зимним видам спорта Санкт-Петербурга: Максим Суйков 1998 г.р. (КМС) и Валова Мария 1999 г.р. (КМС). Оба спортсмена начали тренироваться в возрасте 6-7 лет и не имели спортивной специализации. Базовое обучение велось на сноуборде для «мягких» дисциплин в развернутой стойке (передняя нога +15, +25 градусов, задняя нога +10, +15 градусов)
На этапе начальной подготовки первого и второго годов обучения после овладения базовыми навыкам катания на сноуборде, тренировочный процесс предполагал освоение следующих элементов техники:
- Техника резаного поворота без сброса хвоста. Обучение полноценной вертикальной работе, поддержание устойчивого баланса при выполнении поворотов
- техника передвижения на скользяке с контролем скорости, эффективной обработки неровностей, волн, роллов без потери скорости и равновесия
- освоение элементов «флет» фристайла (фристайл на подготовленном склоне без использования специализированных фигур: трамплины, джиб секции и т.п.). Основные элементы: вращения вокруг своей оси в разные стороны, прессы, прыжки и т.п.
- техника и тактика прохождения трассы слалома-гиганта как практическое применение техники резанного поворота. Форма контроля эффективности освоения – фиксация времени на контрольных тренировках и выступление на соревнованиях.
На этапе начальной подготовки третьего года обучения и учебно-тренировочных этапах к развитию освоенных технических навыков было добавлено:
- Техника прыжков с трамплина (длина пролета до 5 метров)
- техника запрыгивания и спрыгивания на элементы джиб-фигур (боксы, трубы). Освоение трюков «бордслайд», «50/50»
- техника прохождения «вертикальных» фигур: Пирамиды, U-танги.
Претерпела изменение основная стойка сноубордиста на мягком сноуборде. За основу была взята постановка ног: +15, +20 градусов передняя нога и -5, -10 градусов – задняя нога. В связи с этим к тренировочным задачам добавилась задача освоения полноценного катания в стойке «свич» (смена передней ведущей ноги).
Кроме того, на этом этапе появилась возможность осваивать технику катания в дисциплине хаф-пайп. Тренировочные циклы в этой дисциплине были добавлены в программу подготовки.
Со стороны гоночных дисциплин спортсменам было предложено освоение техники катания на специальной доске для слалома-гиганта в жестких сноубордических ботинках. В качестве переходного этапа на короткий срок к гоночной направленной доске крепились ботинки от мягкого сноуборда, что обеспечило более плавный переход на новый снаряд.
Таким образом к 4-5 году обучения данная пара спортсменов тренировалась фактически во всех дисциплинах сноуборда: на мягкой доске продолжалось освоение фристайл-дисциплин – слоупстайла и хаф-пайпа, на этой же доске проводились специализированные тренировки по освоению техники сноуборд кросса. Отдельно в плане подготовки стояли тренировочные циклы на «жестких» гоночных досках для слалома-гиганта.
Организация тренировок представляла из себя построение ряда микроциклов в каждой дисциплине, которые реализовывались в основном в режиме выездных тренировочных мероприятий. На каждом микроцикле ставилась определенная задача по освоению/закреплению/развитию какого-либо технического навыка или элемента (связки элементов). Последовательность работы по построению технического рисунка из кирпичиков микроциклов позволяло на уровне мезоциклов достигать целей тренировочного процесса по формированию умений и навыков в каждой дисциплине, а в рамках годового цикла повышать мастерство спортсменов, что они подтверждали успешными выступлениями на соревнованиях всероссийского уровня.
К возрасту младшей юниорской группы Первенства России (2013 год) Суйков М. (14 лет) был призером во фристайл дисциплинах, а по гоночным дисциплинам вошел в восьмерку лучших атлетов России в своем возрасте. Валова М. (13 лет) стала победителем и призером Первенства России во фристайл-дисциплинах, призером в дисциплине сноуборд-кросс и вошла в восьмерку сильнейших спортсменок по гоночным дисциплинам.
После этих успехов для Суйкова М. была избрана спортивная специализация во фристайл-дисциплинах, и в последующие годы он успешно выступал на Первенствах и Чемпионате страны. К 2017 году он занял четвертое место в общем зачете Кубка Европы по хаф-пайпу и вошел в основной состав сборной страны, сейчас готовиться к Олимпийским Играм в Корее 2018. Валова М. в следующем, 2014 году стала Чемпионом страны в дисциплине хаф-пайп, выиграла Первенство страны в дисциплинах сноуборд-кросс и параллельный слалом гигант. После чего остановила свой выбор на параллельных дисциплинах и входит в состав юниорской сборной страны. В 2017 году стала призером Первенства Мира по параллельному слалому.
Наблюдение и анализ становления и развития спортсменов, которым было предложено освоение всех дисциплин сноуборда с последующей специализацией обнаруживает следующие положительные стороны:
- Соматическое развитие было преимущественно разносторонним. Удалось избежать специфических деформаций и девиаций развития организма по причине преобладания однообразного типа нагрузок.
- со стороны психического развития за счет разнообразия удавалось поддерживать высокий уровень мотивации и заинтересованности в занятиях. Сноуборд, по сути, никогда не надоедал, поскольку происходила постоянная смена технических задач.
- с точки зрения физической подготовки, следует отметить, что разнообразие и разноплановость нагрузок привели в первую очередь к улучшенному развитию координационных способностей без применения специальных средств (акробатики и спортивной гимнастики) или дополнительных усилий на их развитие
- с точки зрения тактико-технической подготовки наблюдался положительный перенос навыков из дисциплины в дисциплину, что сказывалось на более быстром и глубоком осознании и освоении техники и тактики в каждой отдельной дисциплине.
Негативными сторонами следует считать:
- Сложность и трудоемкость организации тренировочного процесса.
- Удорожание подготовки одного спортсмена, т.к. требуется большее количество инвентаря, больше ресурсов нужно тратить на выездные мероприятия в горные районы.
- Определенный психологический кризис при выборе конечной дисциплины, учитывая общую успешность в большинстве из них. Кроме того, на психологическом уровне ощущается отчуждение и непонимание сверстников из других команд (специализирующихся только в одной дисциплине), отсюда сложности с адаптацией и самоидентификации в социуме (субкультуре).
Вывод: на примере анализа многолетней подготовки двух спортсменов, тренировавшихся параллельно по одной программе и добившихся высоких результатов на уровне юниоров в противоположных дисциплинах сноуборда, можно сказать, что ранняя специализация не является необходимым условием для достижения хороших спортивных показателей. Напротив, анализ и наблюдение за их развитием показывает очевидную пользу мультиспециализации на первых этапах обучения.
Безусловно, для доказательства данной гипотезы необходимо провести полноценное научное исследование с репрезентативной выборкой юных спортсменов, формированием экспериментальной и контрольной групп. Однако опираясь на приведенный пример и используя имеющийся опыт в подготовке спортсменов-универсалов, параллельно можно работать над методической базой вида спорта и ее внедрением в процесс обучения и тренировки юных сноубордистов.
Литература:
1. Рауш В.В. Сулейманов М.Р. Ручьев С.Н. «Влияние морфофункциональных показателей на спортивный результат юных спортсменов». Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования».
Выпуск журнала № 1 (часть 1). 2015 год.
2. Даугс Р., Эмрих Э., Игель Х. Дети и молодежь в спорте высших достижений (данные немецких ученых) //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998 №1
3. Бессонов О.Г. «Преимущества и недостатки ранней специализации борцов». Методическая разработка.
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/preimushestva_i_nedostatki_rannej_spetcializatcii_bor_163747.html
Савченков А., Леготкин А. «Проблемы ранней специализации и отбора в спортивной борьбе» //Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. №2(27) 2013